Адрес: 247173, г.п. Корма,
ул.Ильющенко, д.34
Телефон приемной:
(8-02337) 2-12-10
Электронная почта райисполкома:
isp@korma.gov.by

Река СОЖ Аллея Славы Кормянский районный исполнительный комитет
Река СОЖ
Река СОЖ
Аллея Славы
Кормянский районный исполнительный комитет
Главная / Район / История / Интересные архивные данные о Кормянщине

Интересные архивные данные о Кормянщине

Кормянщина обладает богатым культурно-историческим наследием. Не оставят равнодушными нового человека находящиеся на территории района тысячелетние курганы. Неповторимая природа заворожит даже самого невнимательного. Эта земля хранит многие легенды и тайны, масса исторических фактов из архивов рассказывает о богатом событиями прошлом Кормянщины. На нашей территории располагается ряд исторических объектов различных временных периодов. А в самом райцентре сохранилась старинная усадьба панского рода Дориа-Дерноловичей и руины Николаевской церкви.

Фольварк помещиков Дориа-Дерналовичей 

Часть территория нынешней Кормы до революции принадлежала дворянскому семейству Дориа-Дерналовичей (герб Любич). Они имели крупные поместные владения и на территории центральной Польши, и в белорусских землях. В списке землевладельцев Рогачёвского уезда Могилёвской губернии за 1864 год указано, что фольварк Стефаново с деревнями принадлежал помещице Пелагее Дориа-Дерналович. В начале XX столетия Дерналовичи в Кормянской волости Рогачёвского уезда основали уже три фольварка: Стефаново-Сарск, Полохоть и Городок на реке Сож. До настоящего времени, правда, в плачевном состоянии сохранилась «панская усадьба» на окраине Кормы в бывшей деревне Сырск - усадебный дом, хозяйственные и промышленные постройки. По свидетельствам старожилов поместье сформировалось в конце XIX - начале XX века. Подтверждения такой информации содержатся в самих архитектурно-стилевых особенностях построек. В 1905 году хозяева построили крахмальный завод, который в 1912-14 г.г. был переоборудован под спиртзавод. Он успешно профункционировал до 1996 года. Хозяйственно-производственный комплекс Дерналовичей до революции 1917 года вполне успешно развивался. Советский миф об отсталом, «полукрепостническом» и безнадёжно устаревшем в техническом и технологическом отношениях хозяйстве «канул в лету», открыв перед нами поразительную экономическую устойчивость аграрной модели имения. К слову сказать, оборудование которое закупил на Западе Дерналович, прослужило ещё более 80 лет. Усадебный дом после войны до 1955 года использовался как детский дом, потом там расположилась средняя школа. В настоящее время постройки не используются и нуждаются в капитальном ремонте.

 Музей Пантелеймона Лепешинского

В деревне Литвиновичи Кормянского района можно познакомиться с музеем уроженца этих мест Пантелеймона Лепешинского, педагога и публициста, одного из ближайших соратников Ленина. В 1918 году Лепешинский вместе с семьёй приезжает в д. Литвиновичи Рогачёвского уезда, Кормянской волости. Здесь он воплотил в жизнь свою мечту – открыл первую в СССР трудовую школу-коммуну. В ней дети проживали как в пионерлагере: учились и при этом сами себе мастерили кровати, шили одежду, выращивали на огороде овощи. Из Москвы привезли учебники, школьные принадлежности. Просуществовала коммуна в деревне недолго, вскоре ее перевели вместе с учениками в Москву, а сам П. Лепешинский много потрудился на ниве просвещения народа на необъятных просторах молодой Страны Советов. Под конец своей жизни он был директором музея Революции в Москве. А его память увековечена в маленьком музее Кормянского района, который распахнул свои двери перед посетителями более 40 лет назад — 12 марта 1968 года. Вначале он располагался на втором этаже одного из зданий школы, а более года назад переехал в бывшее здание интерната после капитального ремонта. В музее насчитывается более полутора тысяч единиц хранения. Это коллекция антикварной мебели середины 19 века из московской квартиры Лепешинских, военные топографические карты, личные вещи и награды Героев Советского Союза – уроженцев Кормянского района, уникальная коллекция этнографии и предметов быта жителей Кормянщины.

Свято-Николаевская церковь

На въезде в Корму со стороны Чечерска, на высоком холме, возвышаются в небо руины старой церкви. Время не пощадило кирпичный храм, построенный, по некоторым сведениям, в 1831 году. А в некоторых архивных документах, упоминается, что в местечке Корма церковь существовала еще в 18 веке. Храм был закрыт для верующих в 1920-х годах, но до 1960-х годов использовался для хозяйственных нужд, некоторое время в нем действовала хлебопекарня. Со временем здание было практически разрушено. Является памятником архитектуры.

«Хизовская республика»

В нашем районе есть село под названием Хизов. Именно здесь в сентябре 1917 года была провозглашена... республика, которая получила название Хизовской. Подобного прецедента деревни-республики в истории Беларуси не было. После февральской революции, свержения самодержавия и перехода власти ко Временному правительству многие солдаты, дезертировав из армии, возвращались домой увлеченные идеями большевизма. Вот и на Кормянщину приехал из Петрограда рабочий Обуховского завода Тимофей Ковалев. Он рассказывал землякам о революционных событиях, о смене власти, в красках расписал программу большевиков, которые призывали отдать заводы и фабрики рабочим, а землю – крестьянам. Кому ж не понравятся такие идеи? Разве что помещикам. Он настроил жителей деревни Хизов Рогачевского уезда (ныне - Кормянского района) на бунт. Крестьяне отказывались сдавать хлеб и скот для нужд армии. В сентябре 1912 года на своем собрании революционно настроенные сельчане решили создать «Хизовскую республику». Они избрали революционный комитет и утвердили программу, в которой помимо экономических выдвинули и политические требования: не признавать помещиков и эксплуататоров, никакой поддержки и помощи Керенскому, его правительству и воюющей армии, а также раздел между крестьянами помещичьих земель и имущества. Противостояние «Хизовской республики» и местной помещицы Черепановой не обошлось без кровопролития и жертв. Некоторые бунтовщики были убиты карателями «дикой дивизии». Но как бы то ни было, хизовчане заявили о себе, оставив след в истории, что документально подтверждено архивными документами. Республика-деревня просуществовала до Октябрьской революции.

Гренская археологическая культура

Через территорию нынешнего Кормянского района протекает красавец-Сож. Эти места с древнейших времен облюбовали люди для жизни. Еще в послеледниковый период на Посожье жили племена, создавшие Гренскую культуру. Название дал археологический памятник в урочище Гренск, находящийся в паре километров от д. Ворновка. Поселения Гренской культуры представлены сезонными стоянками охотников на берегах рек. Особенностью этой культуры является распространение асимметричных наконечников стрел, которые начали широко использовать в то время. Археологическая стоянка была открыта известным советским археологом Поликарповичем в 1926 году. До этого местные жители вдоль и поперек занимались поиском клада, так как по легенде через болотистую местность урочища Гренск проезжала на золотой карете Екатерина Великая (есть подтверждение этому факту) и потеряла колесо. Его и искали местные жители, а нашли следы первобытных людей, которые заинтересовали и маститых археологов. Так легенда помогла сделать важное историческое открытие.